Дворцы и здания

АДМИРАЛТЕЙСТВО
Адрес: Адмиралтейский проезд, 1
Годы постройки: 1806-1823
Архитекторы: Захаров А. Д.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект


Адмиралтейство - первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге. Первоначально Адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь, по его проекту она была заложена 5 ноября 1704 года. Нева в этом месте достаточно широка для спуска кораблей со стапелей.
В 1704 и 1705 годах шведские войска достаточно часто угрожали молодому Санкт-Петербургу, было решено придать Адмиралтейству функции крепости. Крепостные укрепления возвели за месяц. 1 октября над башней с въездными воротами установили шпиль. Первое здание Адмиралтейства было оформлено к 15 ноября 1705 года.
Строилось Адмиралтейство в виде буквы "П". Вокруг стен вырыли наполненные водой рвы, насыпали земляные валы, организовали обширный луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения (глассис). Кроме того глассис предохранял Адмиралтейство от часто случающихся в Морской слободе пожаров. На месте луга со временем появился Александровский сад, площади Декабристов, Исаакиевская, Дворцовая. Первоначально Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое сооружение. Двор был обведён внутренним каналом. Во дворе построили эллинги для строительства парусных кораблей.
Адмиралтейство стало центром Морской слободы. Рабочие и служащие селились рядом, между местом своей работы и рекой Мойкой. Центром этой слободы стали Большая и Малая Морские улицы.

Адмиралтейство ("Адмирал" - в переводе "владыка", "властелин морей") стало крупным производственным предприятием, здесь выполняли весь комплекс мероприятий от заготовки леса до полной постройки корабля. 29 апреля 1706 года со стапелей сошло первое судно - восемнадцатипушечный корабль. С этого дня по январь 1725 года на Адмиралтейской верфи было построено более 40 кораблей, а до 1844 года, когда производство здесь закрылось, на воду спущено около трёхсот кораблей.
В 1711 году Пётр I приказал перестроить южную часть здания в камень. Именно тогда здесь появилась первая мазанковая башня, на которые были установлены часы.
В 1718 году в башне над главным входом располагался высший орган управления российским флотом - Адмиралтейств-коллегия. С адмиралами здесь заседал сам Пётр, заседания продолжались до 11 часов, когда царь по старой привычке подкреплял себя анисовой водкой. Его примеру следовали и адмиралы. Этот факт родил поговорку: "Адмиралтейский час пробил, пора водку пить". 11 часов с тех пор называют "Адмиралтейский полдень".

В 1719 году Адмиралтейство перестраивалось по проекту Германа ван Болеса. Было построено новое каменное здание. Над въездными воротами установили каменную башню и шпиль с яблоком и корабликом. В последствии здание перестраивалось ещё два раза, но идея ван Болеса была сохранена, так как шпиль с корабликом стал очень популярен в городе. Кораблик стал одним из символов Санкт-Петербурга.
В 1727-1738 годах Адмиралтейство перестраивал И. К. Коробов. Неподалёку находилась резиденция императрицы Анны Иоанновны, по её приказу и была произведена перестройка Адмиралтейства в камне.
В 1806-1823 годах по указу Александра I здание перестраивал А. Д. Захаров. Тогда были уничтожены фортификационные сооружения за ненадобностью. Захаровым построено третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада - 408 метров. Высота башни со шпилем составила 72 метра, кораблик весом в 65 килограмм покрыт двумя килограммами чистого золота. Здание состоит из двух П-образных корпусов между которыми проходил канал, позднее засыпанный. Здание богато украшено скульптурами.
В начале XIX века в здании разместили различные военно-морские ведомства. В 1832 году здание передали Училищу корабельной архитектуры, от которого ведёт свою историю Высшее военно-морское инженерное училище.
В 1886 году оригинальный кораблик стал экспозицией Военно-морского музея, на шпиль установили его копию.

СПАС-НА-КРОВИ
Адрес: Грибоедова кан. наб.
Годы постройки: 1883-1907
Архитекторы: Парланд А.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект


Собор Воскресения Христова на канале Грибоедова построен в 1883-1907 годах. Здесь 1 марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он погиб.
Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император - Александр III.
Одним из украшений фасадов собора Спас-на-крови стала мозаика, из которой выполнены гербы русский городов, губерний и уездов. Мозаичное убранство также является главной особенностью и внутренней отделки храма. Мозаичный в Спасе-на-крови даже иконостас.
Спас-на-Крови строился долго. Его освящение состоялось только лишь 19 августа 1907 года, уже при внуке Александра II, императоре Николае II.
От Михайловского сада собор Спас-на-крови отделяет уникальная ограда. Исполнена она в 1903-1907 годах по проекту Альфреда Парланда.
В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.
В 1930 году собор закрыли. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. С 1930-х годов здание стало использоваться как склад, в результате оно сильно пострадало. В 1941-1942 годах сюда свозили тела погибших во время блокады Ленинграда. После Великой Отечественной войны храм использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.
В 1970 году собор передали в качестве филиала музею "Исаакиевский собор". С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах.

ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ (ЭРМИТАЖ)
Адрес: Дворцовая наб., 38
Годы постройки: 1754-1762
Архитекторы: Растрелли Ф. Б.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект


В 1711 году Пётр I указал построить для себя небольшой "деревянный домик в голландском стиле". Он разместился на том месте, где сейчас находится Эрмитажный театр. Его Пётр I и стал называть Зимним дворцом. В 1712 году к свадьбе Петра I и Екатерины I "маленький домик" был значительно перестроен и превращён в настоящий дворец. В 1718 году перед боковым фасадом дома прорыли канал, названный по дворцу Зимней канавкой. Перестройка первого Зимнего дворца была поручена архитектору Г. И. Маттарнови. В 1716 году он возвёл новый Зимний дворец.
28 января 1725 года здесь умер Пётр I.
Через 10 лет императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли. Для нового строительства были выкуплены находившиеся здесь дома графа Апраксина, и Чернышёва, а также здание Морской академии. Они были снесены, на их месте и был построен к 1735 году новый третий Зимний дворец. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.
Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новые проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.
В 1754-1762 годах и появилось то здание, которое возможно наблюдать сейчас. В строительстве дворца были заняты тысячи крепостных.
В то время Зимний дворец стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещение ещё не были готовы.
Летом 1762 года Петра III убили, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли, распорядителем на стройке стал Бецкой. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала.
29 сентября 1773 года в Зимнем дворце состоялась свадьба будущего императора Павла I с Вильгельминой Гессен-Дармштадской (в православии - Наталья Алексеевна).
В 1780 году Екатерина II решила неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои. По её указу была создана галерея-перемычка между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем, при помощи которой посетители могли миновать царские аппартаменты. Таким образов появились Мраморная галерея и новый Тронный зал.

При Николае I в 1826 году во дворце архитектором Карлом Росси была создана Галерея 1812 года, где расположились 332 портрета участников Отечественной войны.
В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны. Таким образом, многие вещи удалось спасти, однако само здание пострадало так, что восстанавливать его тогда посчитали практически невозможным. От него остались только каменные стены и своды первого этажа.
Благодаря архитекторам В. П. Стасову и А. П. Брюллову уже через два года здание было восстановлено, было уменьшено количество скульптур на крыше дворца. Торжество по случаю восстановления Зимнего дворца состоялось в марте 1839 года.
В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.
Александр III жил в Зимнем дворце крайне редко. Николай II жил здесь зимой до 1904 года. Зимний дворец же стал местом для торжественных приёмов, парадных обедов, и местом пребывания царя во время коротких визитов в город. С началом Первой мировой войны здание было отдано под лазарет.

Здание восемь раз меняло цвет своих стен, несколько раз перестраивалось. Зимний дворец красили в красный, розовый, жёлтый цвета. При каждом императоре во дворце переделывали внутренние убранства. Неизменной осталась только Малахитовая галерея.
В 1917 году Зимний дворец стал принадлежать государственному музею - Эрмитажу. Вновь здание перестроили, теперь уже под нужды музея в 1925-1926 годах. В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажами составляет единый комплекс "Государственный Эрмитаж".

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Адрес: Исаакиевская пл., 1
Годы постройки: 1818-1858
Архитекторы: Монферран О.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект, Гостиный Двор, Сенная Площадь, Садовая


Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийского монаха, некогда причисленного к лику святых. 30 мая 1710 года государь приказал построить вблизи Адмиралтейства деревянную Исаакиевскую церковь. Церковь была построена у берега Невы, с западной стороны Адмиралтейства. Именно здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей женой Екатериной.
В 1717 году там же по проекту Г. И. Маттарнови началось строительство новой каменной Исаакиевской церкви. Строили Исаакиевскую церковь до 1750-х годов. Под тяжестью постройки начал оседать грунт, из-за чего храм пришлось разобрать.
В 1768 году Екатерина II повелела начать строительство очередного Исаакиевского собора, теперь по проекту Антонио Ринальди. Собор стали строить на новом месте, дальше от берега, там где находится современное сооружение.
Новое здание Исаакиевского собора задумывалось достаточно ярким, облицовывалось олонецким мрамором. Павел I сразу после вступления на престол приказал передать весь мрамор на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достроить в кирпиче.
Завершение строительства третьего здания Исаакиевского собора затянулось. Антонио Ринальди уехал из России, завершал работу Винченцо Бренна. Новый Исаакиевский собор был достроен только к 1800 году. При одной из служб с потолка упала отсыревшая штукатурка. Когда стали разбираться в причинах этого, поняли, что здание подлежит серьёзной переделке.
В 1809 году Александр I объявил конкурс на строительство нового Исаакиевского собора.
Создание четвёртого здания Исаакиевского собора задержала Отечественная война 1812 года. В 1816 году Александр I вновь распорядился начать проектировать храм.
В качестве окончательного был выбран проект французского архитектора Огюста Монферрана. Это решение многих удивило, так как Монферран тогда не был хорошо известен. Архитектор представил императору сразу двадцать четыре проекта собора в разных стилях. Император остановил свой выбор на пятиглавом храме в классическом стиле. Кроме того, на решение императора повлияло то, что Монферран предлагал использовать часть конструкций собора Ринальди.
Торжественная закладка храма произошла 26 июня 1818 года.
Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году. 30 мая этого года состоялось освящение храма.
В Исаакиевском соборе крестили членов царской семьи, он стал центром общегородских праздников.
Высота Исаакиевского собора - 101,5 метр. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера поднимались на высоту более 40 метров. Собор по своим размерам является четвёртым в мире. Он уступает лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции. При площади 4000 квадратных метра он может вместить до 12000 человек.
Исаакиевский собор бесспорно является одним из символов Санкт-Петербурга. Его высокий барабан с куполом виден ещё с Финского залива, он стал заметной частью портрета города.
О Великой Отечественной войне напоминают следы от осколков снарядов, оставленные на колоннах западного портика Исаакиевского собора.
В настоящее время колоннада барабана Исаакиевского собора является одним из самых привлекательных мест для туристов. Здесь с высоты 43 метра можно увидеть панораму Санкт-Петербурга.

КАЗАНСКИЙ СОБОР
Адрес: Казанская пл., 2
Годы постройки: 1801-1811
Архитекторы: Воронихин А. Н.
Ближайшие станции метро: Гостиный Двор, Невский Проспект


Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века были переведенские слободы. На месте пересечения Невского проспекта и речки Кривуши находились деревянные строения госпиталя и дома его служащих. При этом госпитале в 1710 году была построена часовня. В 1712 году на её месте была построена деревянная церковь Казанской Божией Матери.
24 августа 1733 года вышел именной указ императрицы Анны Иоанновны о возведении здесь нового каменного храма. Заложен он был 6 сентября того же года, строился по проекту М. Г. Земцова. Прототипом храма был Петропавловский собор, Земцов строил его основываясь на работах своего учителя - Доменико Трезини. Многоярусная колокольня (высотой 58 метров) новой Рождественской церкви стала заметным украшением Невского проспекта.
2 июля 1737 года сюда перенесли Казанскую икону Божией Матери. В Санкт-Петербург эта реликвия, принадлежавшая царице Прасковье Фёдоровне, была привезена ещё при Петре I. По хранимой здесь иконе её в народе стали именовать "Казанской".
Во время правления Елизаветы Петровны церковь получила статус собора, храм официально стал называться Казанским собором.
К концу XVIII века здание Казанского собора обветшало, перестало соответствовать сложившемуся к тому времени облику парадного Невского проспекта. В 1797-1800 годах был проведён конкурс на проект нового соборного храма. По требованию Павла I храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме.
Среди поставленных задач перед архитекторами стояла необходимость вписать новое монументальное здание в уже сформировавшееся архитектурное пространство. Кроме того, по православным традициям алтарь должен был обращён на восток, а главный фасад - на запад, то есть не на Невский проспект, а на Мещанскую (ныне Казанскую) улицу.
В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом А. С. Строгановым.
На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того, что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал новый император - Александр I.
По первому плану Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет.
В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов.
Строительные работы были завершены 15 сентября 1811 года. В старой Рождественской церкви провели последнюю службу, после чего её разобрали. При торжественном освящении Казанского собора графом Строгановым Александру I были вручены ключи от нового храма.

Казанский собор стал самым высоким храмом начала XIX века. Его высота достигает 71,5 метра. Судьбу собора изменила Отечественная война 1812 года. Построенный изначально для иконы, он превратился в хранилище реликвий войны. 13 июня 1813 года в соборе был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
В 1837 году рядом с собором открыты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. В 1899-1900 годах перед Казанским собором был устроен сквер.
После 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем. В 1932 году здесь открылся музей истории религии.
С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В 1994 году на куполе собора вновь появился золотой крест. К 2003 году (к 300-летию Санкт-Петербурга) мастера Балтийского собора отлили четырёхтонный колокол высотой более двух метров, ставший самым крупным колоколом Казанского собора.

КУНСТКАМЕРА
Адрес: Университетская наб., 3
Годы постройки: 1718-1728
Архитекторы: Маттарнови Г. И., Гербель Н. Ф., Киавери Г., Земцов М. Г.
Ближайшие станции метро: Василеостровская

Однажды, согласно легенде, прогуливаясь по Васильевскому острову Пётр I наткнулся на две необычные сосны. Ветвь одной из них вросла в ствол другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительства первого музея в России - Кунсткамеры.

Здание Кунсткамеры было заложено на Университетской набережной в 1718 году по проекту Г. И. Маттарнови. Его проект предусматривал устройство смотровой площадки на боковых крыльях здания, плоское завершение трёхярусной башни. После смерти Маттарнови в 1719 году строительство Кунсткамеры возглавил Н. Ф. Гербель.
В 1727 году в ещё недостроенное здание Кунсткамеры были перемещены библиотека и Большой Готторпский глобус. В ноябре 1728 года здесь был торжественно открыт первый в России естественно-научный музей, именовавшийся Кунсткамерой, давший название и зданию.
После отъезда Киавери из России, окончанием строительства Кунсткамеры занялся М. Г. Земцов.
Популярность Кунсткамеры среди петербуржцев была чрезвычайно велика. Многие экспонаты со временем обзавелись своеобразными легендами. Одна из них рассказывает о Николае Буржуа. В 1717 году во Франции Пётр увидел этого человека ростом почти 2 метра 30 сантиметров. Пётр привёз его в Россию и сделал своим личным лакеем. В 1724 году Николай Буржуа умер, его скелет был передан в Кунсткамеру. Во время пожара в 1747 году череп скелета пропал, на его место укрепили другой подходящий череп, коих в собрании было превеликое множество. С тех пор, как гласит легенда, по ночам скелет ходит по залам и ищет свою голову.
На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано ещё несколько академических музеев (зоологический, ботанический, этнографический и др.).
В 1949 году в здании Кунсткамеры открылся музей М. В. Ломоносова.

ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА I
Адрес: Летний сад
Годы постройки: 1710-1714
Архитекторы: Трезини Д. А.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект, Гостиный Двор, Горьковская


В 1710-1714 годах в Летнем саду на берегу Фонтанки по проекту Доменико Трезини был построен новый каменный Летний дворец Петра I. В ещё недостроенный дом Пётр I поселил архитектора Андреаса Шлютера, который должен был обустраивать резиденцию. Однако всего через год после переезда Шлютер умер.
Фасад здания украшен 28 барельефами работы Шлютера, на которых изображены события Северной войны.
В первом этаже Летнего дворца находились покои Петра, во втором - его жены Екатерины и детей. На первом этаже находилась приёмная царя. Здесь он принимал письменные просьбы и устные жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер, куда Пётр лично запихивал провинившихся и потом сам же выпускал их. Из приёмной можно было попасть в большую комнату "ассамблею".
Пётр I жил в этом доме только с мая по октябрь. Потому дворец именуется Летним, имеет достаточно тонкие стены. Здесь 14 комнат, две поварни и два коридора. Высота потолков - всего 3,3 метра. Одной из любимых комнат в Летнем дворце у Петра I была токарная. Её хозяйством заведовал известный механик Андрей Нартов
Первая система канализации в Санкт-Петербурге появилась именно в Летнем дворце. Вода подавалась в дом насосами, уходила в Фонтанку
С 1934 года в Летнем дворце работает историко-бытовой музей.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ
Адрес: Заячий остров
Годы постройки: 1703-1740
Архитекторы: Трезини Д. А.
Ближайшие станции метро: Горьковская
http://www.spbmuseum.ru/peterpaul/


Собор святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в крепости Санкт-Петербург был построен по инициативе Петра Великого, по проекту швейцарского архитектора на русской службе Доменико Трезини и освящён в 1733 году. Основанием города 16 (27) мая 1703 года считается закладка крепости. Есть две версии начала её строительства – от Государева бастиона или от Петропавловского собора. Первоначально храм был деревянным, затем заложен и построен каменный (прежний деревянный перенесён на Петроградскую сторону и освящён как Матвеевская церковь). До завершения его строительства городским собором был Троицкий-Петровский храм на Троицкой площади, затем – сам Петропавловский собор. С момента возникновения Санкт-Петербургской епархии в 1742 году храм был кафедральным собором. Этого статуса он никогда официально не был лишён.
Петропавловский собор сразу стал также усыпальницей Российского Императорского Дома – ещё до завершения строительства под колокольней были захоронены родственники царской семьи, в том числе – цесаревич Алексей Петрович. Кроме Петра Второго (погребён в Архангельском соборе Кремля) и Николая Второго (останки уничтожены большевиками), здесь обрели последнее упокоение все Российские Императоры, их августейшие супруги и большая часть особ Великокняжеского достоинства. Для продолжения захоронений в начале ХХ века по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа к северо-востоку от храма построена Великокняжеская усыпальница, которая получила третий Престол храма.
В советское время после закрытия храма алтари обоих пределов были уничтожены, главный Престол также был осквернён, а в 1998 году в Екатерининском приделе разместили захоронение так называемых "екатеринбургских останков.
В храмовой комплекс входят здания собора, Великокняжеской Усыпальницы с Царскими комнатами вдоль галереи и примыкающий Церковный дом. В соборе и усыпальнице совершались регулярные богослужения на основе церковного календаря и в памятные дни Российского Императорского Дома.
В XVIII в. по причине пожара собор утратил колокольню, восстановленную в екатерининское время, в XIX она реконструирована по проекту инженера Журавского.
С пятидесятых годов ХХ века собор находится в ведении Государственного музея истории Ленинграда (теперь – Санкт-Петербурга). Сложность в том, что музей – городской, но здания соборного комплекса имеют федеральный статус. В храме проводятся экскурсии с чрезвычайной интенсивностью. Все попытки С.-Петербургской епархии договориться о начале регулярного богослужения (даже при сохранении музейного статуса за храмом) пока не увенчались успехом.

РУССКИЙ МУЗЕЙ
Адрес: ул. Инженерная, 2
Год основания: 1895
Архитекторы: Росси К.И.
Ближайшие станции метро: Невский проспект
http://www.rusmuseum.ru/


Государственный Русский музей - первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Торжественно открылся для посетителей - 7/19 марта 1898 года.
В его богатейших коллекциях представлены произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства ведущих русских мастеров. Главное здание Русского музея величественный Михайловский дворец, входящий в ансамбль одной из красивейших площадей Северной столицы – площади Искусств.
Русский музей сегодня - это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает около 400000 экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, все его основные виды и жанры, направления и школы более чем за 1000 лет: с Х по ХХI век. Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа, который составляет часть дворцового ансамбля. В залах музея представлены работы таких
прославленных мастеров, как А.Рублев, К.Брюллов, А.Куинджи, В.Суриков, К.Малевич, Л.Бакст, М.Врубель и многих других.
Русский музей ведет широкую выставочную деятельность, в том числе, в городах России и за рубежом. Ежегодно в стенах музея проводится до 50-ти временных выставок, и до 10-ти, как в российских городах, так и за рубежом. Ко многим выставкам издаются каталоги, альбомы и буклеты, подготовленные научными сотрудниками Русского музея.
В советские годы коллекция национализированного Русского музея обогатилась многими современными произведениями искусства; музей превратился в крупное научное учреждение. Тяжелыми были годы блокады: часть коллекции не удалось эвакуировать, и сотрудникам музея пришлось приложить много сил, чтобы ее сохранить.